Весенние переходящие праздники Вознесение и Троица принадлежат к числу тех, с которыми связано много примет и народных обычаев.
Хотя, в зависимости от дня Пасхи, время их празднования разнится год от году весьма значительно, но это не изменяет общего их смысла: приходи они раньше или позже это прежде всего праздники торжествующей весны, на пороге наступающего лета, когда природа как бы празднует вместе с человеком свое возрождение.
Благодаря этому и связанные с ними обычаи имеют особую поэтическую окраску, отразившуюся в песнях, в играх, в обрядах и поверьях.
И чем ближе народ к природе, чем непосредственнее его связь с нею, чем более сохранились в нем черты его первобытной младенческой жизни, тем живее в его памяти остатки пережитой им старины, тем цельнее и разнообразнее справляемые им в эти дни символические обряды, тем поэтичнее его песни и игры, в которых отражается и характер и мировоззрение самого народа.
Вот отчего пережитки минувшего времени всего живее сохранились до наших дней.
Вознесение, празднуемое через 40 дней после Пасхи, приходится самое раннее на 30 апреля, самое позднее 3 июня.
Народ говорит: "Не приходится вознесение в среду, а в четверг", что естественно, так как Пасха празднуется в воскресенье.
Троица, празднуется через 50 дней после Пасхи, бывает в воскресенье, а Духов день в понедельник.
Ночь под Вознесение соловьиная, соловьи громче и звонче поют, чем во все остальное время. "В эту ночь ловить соловьев большой грех кто поймает, тому во весь год ни в чем спорины (удачи) не будет".
На Вознесение пекут пироги с зеленым луком, как первой весенней огородиной.
На этот праздник завивают березку: "Не завянет до Троицы проживет целый год тот, на кого она завита, а девка до году выйдет замуж".
С Вознесеньева дня считается полный расцвет весны и как бы ее окончание и переход к лету: "К Вознесеньеву дню все цветы весенние расцветают". "Цвести весне до Вознесения". "Дошла весна до красна до Вознесения тут ей и конец". "Весна о Вознесение на небо просится, на отдых в рай пресветлый просится". "И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день прокукует кукушкою, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется", "Придет Вознесеньев день, сбросит веснакрасна лень, летом обернется прикинется, за работу в поле примется". "С Вознесеньева дня весна потом умывается, честному Семику кланяется, на ТроицуБогородицу изпод белой ручки глядит". "С Пасхи до вознесения всему миру свиденье: и дедам, и внукам, и раю, и мукам".
Как и на Егорьев день, считают, что вознесенская роса целебная. "Если над вознесенскою росою пошептать слово заветное, которое знают только старые бабызнахарки, да выпить болящему дать, всякое лихо как рукой снимет".
Из метеорологических примет известны две: "На Вознесение хорошая погода к урожаю (и наоборот)". "Вознесение с дождем Илья с грозой".
На русалку (семик) завивают, на Троицу развивают венки, березку. Семицкая суббота кличальный день, проводы русалок. В русальную субботу усмиряют водяного.
Троица один из самых больших прздников в годовом народном календаре и празднуется на пятидесятый день Пасхи.
Праздник был связан с древним славянским культом поминовения, почитания предков и прославления расцветающей природы.
Символом этого расцвета была молодая березка.
Троицкий праздник начинался с семика (седьмого четверга после Пасхи, то есть на пятидесятый день).
В этот день девушки шли в лес, сплетали себе венки, "завивали" березку сплетали березовые ветви.К этому дню украшали зеленью избы и дворы. Водили красочные хороводы, пели обрядовые песни, гадали о замужестве и девичьей судьбе.
В Троицкую субботу семьями шли на кладбище.
Могилы заботливо украшали венками и березовыми ветками: "Про отцов помнить от века завещано".
Примет на Троицу мало: "На Троицу дождь много грибов". "Троица с кормом". "Если поставленные на Троицу для украшения березки через три дня еще свежи, то ожидай мокрого сенокоса".
На следующий за Троицей понедельник приходится Духов день. Говорили: "С Духова дня не с одного неба изпод земли тепло идет". "Придет Свят Дух, будет на дворе, как на печке".
Как и на Троицу, в Духов день завивали березки, бросали венки и т.п. Духова дня как огня страшится всякая нечисть.
Перед солнечным восходом на Духов день мать сыраземля открывает свои тайны, почему в этот день, помолясь Святому Духу, идут "наслушивать клады" и открывается "богобоязненным" кладоискателям вся несказанная недр земных и подземных".